Понедельник, 30.06.2025, 14:58
СДЮСШОР Москвич
Сможешь или не сможешь, тебе решать и только тебе!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [46]
Статистика результатов
  • 2013-2014 уч.год
  • Группа 1994-1999г.р.
  • Группа 2000-2002г.р.
  • 2014-2015 уч.год
  • Группа 1994-1999г.р.
  • Группа 2000-2002г.р.
  • 2015-2016 уч.год
  • Группа 1998-1999г.р.
  • Группа дев.2000-2002г.р.
  • Группа юн.2000-2001г.р.
  • 2016-2017 уч.год
  • Группа дев.2000-2002г.р.
  • Группа юн.1998-2001г.р.
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Плейлист
  • 1.DJ Smash & DJ Vengerov Только вперед .
  • 2. Jennifer Lopez Let's get shake 3x (DJ Maniak)
  • 3. Fly Project Back in my life (DJ Favorite)
  • 4. Oleg Lomovoj Mama na serf ne duet na kajt ne duet
  • 5.Anfisa Zubkova Do starta 5 minut
  • 6. Vysockij Plavanie
  • 7. Gradusy Zapishu svoe serdce na plavanie
  • 8. Vysockij Ja vyshel rostom i licom
  • 9. The Hop Song Catalan
  • 10. Queen We are the champions
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Переживание поражения в спорте и в жизни

    Переживание поражения в спорте и в жизни

    Лозунг паралимпийца Алексея Обыденного :"Все в наших руках, даже если их нет!"

    Я начну с психологии спорта.
    Е. Тихвинская 
    Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности. Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию. После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения. 
    1. Спортсмену дается задание определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Найти такие действия или характеристики нужно обязательно, если спортсмен отрицает такую возможность, психолог и тренер должны помочь. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов (за что похвалить) в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты. 
    2. Следующим шагом спортсмену предлагается назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности. 
    3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении. 
    Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей». 
    Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок». 
    Так же как и в спорте, в жизни тоже есть свои победы и поражения, удачи и неудачи в разных жизненных ситуациях. И от того как человек научился справляться с такими жизненными ситуациями, зависит его успешность.
    Что влияет на способность человека адекватно оценивать ситуацию и находить ее правильное решени?
    В психологии есть понятие - локус контроля.
    Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.
    Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
    Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам - внешний локус контроля. Человек с такой склонностью - Экстернальный тип.
    Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам - внутренний локус контроля, человек с такой привычкой - Интернальный тип.
    Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .
    «Локус контроля» называют также "локализацией контроля волевого усилия"
    Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи» и т. п.)
    Для определения локуса контроля используется опросник Роттера (см. также "Теория Роттера").
    Характеристики экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов - это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.
    Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Объяснение таким последовательным фактам можно найти в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. А именно, Ло (Lau, 1982), сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем - придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии.
    Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность появления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения. Почему экстернальность связывается с плохой адаптацией? Мы можем только рассуждать о том, что люди способны большего добиться в жизни, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках. Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов, что было отмечено во многих исследованиях.
    И наконец, многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.
    Еще одно понятие, используемое в психологии - выученная беспомощность.
    Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти[1]. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.
    Как справляться с такими состояниями?
    В первую очередь - выходить из позиции Жертвы.
    Позиция Жертвы, беспомощность и внешний локус контроля (экстернальный тип личности) - понятия очень близкие, но не идентичные. Человек с позицией Жертвы очень похож на экстернальный тип личности, когда человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д. Однако экстернальный тип свои успехи и удачи относит только на счет внешних факторов, человек в позиции Жертвы свои успехи может приписывать себе.
    Во-вторых, брать ответственность за себя - за свои жизненные выборы, поступки, мысли, чувства, в целом - жизнь и судьбу.
    Такое удивительное существо, как человек, способен жить безответственно, в том числе перед самим собой: уничтожая свое здоровье, свои возможности, свое развитие и свое будущее. Поэтому люди ответственные продумывают свои интересы и свое будущее, определяют свои цели и задачи, после чего спрашивают уже с себя по своим же обязательствам.
    В той мере, в какой ответственностью за себя я сообщаю другим: "Вам не надо обо мне беспокоиться, я решаю свои проблемы сам", это проявление социальной ответственности (или безответственности). Если человек берет ответственность за себя - перед собой, это его личная ответственность.
    Тот, кто не берет ответственность за свою жизнь на самого себя, перекладывая ее на других - нуждается в одобрении и внимании окружающих, является несамодостаточным человеком. Ответственность за себя развивается у того, кто привык всегда видеть свои выборы. Работать мне здесь или на другой работе, ссориться или дружить с шефом или коллегами, оставаться мне здесь или уволиться - все выборы рассматриваются. Встречаться мне с этим человеком или прекратить, провести с ним трудный разговор или попозже, обижаться на него или это неуместно - тот, кто привык видеть свои выборы, может отвечать за свою жизнь и не находится в позиции Жертвы.
    Ответственность и забота о себе
    Если человек не в состоянии позаботится о самом себе, то вряд ли он сможет помочь другим людям. Ответственный человек всегда разумно заботится о себе - хотя бы как об инструменте, который должен в жизни еще многое сделать.

     

    Источник : https://www.facebook.com/groups/1407461126167372/permalink/1449709488609202/

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Nikish (07.12.2014)
    Просмотров: 716 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Документы
  • ДЛЯ СПОНСОРОВ
  • Единая всероссийская квалификация 2014-2017 годы
  • Удобная версия ЕВСК 2014-2017 для печати
  • Федеральный стандарт
  • Таблицы оценки результатов 1994г
  • Очки FINA.Калькулятор FINA
  • Конвертер времени пловца
  • Рейтинг пловцов ВФП
  • 25 золотых упражнений Кифута для пловцов
  • Сокращения, используемые в протоколах ЧМ и Европы
  • Термины и сокращения. Соответствие названий на разных языках
  • Друзья сайта
  • SportVisor
  • Всероссийская федерация плавания
  • Спортивное плавание России
  • Спортивное плавание в Санкт-Петербурге
  • Плавание Москвы
  • Плавание в Московской области
  • Поиск
    Copyright MyCorp © 2025

    Создать бесплатный сайт с uCoz